Top.Mail.Ru
Переход от франшизы к собственному бренду | Блог GreenMars
en

От франшизы к собственному бренду: причины и этапы реализации

От франшизы к собственному бренду От франшизы к собственному бренду: причины и этапы реализации

Многие предприниматели начинают свой путь в бизнесе с покупки франшизы. Это понятный, проверенный и относительно безопасный формат: готовая бизнес-модель, узнаваемое имя, маркетинговая поддержка. Однако со временем у многих возникает желание выйти из-под чужого бренда и начать что-то своё — создать собственную марку, отражающую личные ценности, стиль и стратегию. Переход от работы по франшизе к запуску собственного бренда — серьёзное стратегическое решение. Оно сопряжено с рисками, но также и с новыми возможностями. В этой статье разберёмся, почему бизнес может захотеть перейти от франшизы к собственному бренду и какие этапы необходимо пройти на этом пути.

01 5 основных причин, почему предприниматели уходят от франшизы

01. Ограничения, мешающие росту и гибкости

Франшиза — это система, предполагающая жёсткие рамки:

  • ограничения на ассортимент товаров и услуг;
  • ограничения на изменения в визуальный стиль: интерьер, упаковку, промо-материалы;
  • ограничения на самостоятельный запуск маркетинговых кампаний.
Бизнес растет, меняет направление, ценности или цели — бренд должен отражать эти изменения. Несоответствие между «тем, кем вы стали» и «тем, как вы выглядите» приводит к путанице у клиентов. То, что на старте было преимуществом (знания, ясные правила игры), со временем превращается в барьер, мешающий адаптироваться к рынку и расти, проявляя свободу творчества и стратегических решений. Со временем предприниматель начинает лучше понимать свой рынок, аудиторию, конкурентов. Он уже не нуждается в правилах франшизы и может предложить что-то уникальное.
От франшизы к собственному бренду От франшизы к собственному бренду: причины и этапы реализации

Расширяя ассортимент услуг и продукции, наш клиент - владелец салон красоты столкнулся с проблемой ограничения роста. В результате мы разработали для заказчика собственный бренд YUGEN, ставший лучшим салоном красоты Москвы по версии телеканала Fashion TV.

02. Высокие платежи

Финансовая модель работы по франшизе может включать в себя:

  • паушальный взнос за вход в систему;
  • ежемесячные роялти (чаще всего — процент с оборота);
  • маркетинговые сборы;
  • штрафы за невыполненные франчайзи обязательства;
  • закупку товара только у утверждённых поставщиков (нередко — по завышенным ценам).
В то время как бизнес становится устойчивым и прибыльным, выплаты франчайзеру (владельцу франшизы) могут съедать значительную часть дохода, снижая рентабельность и целесообразность вложений в дело.

03. Конфликт с франчайзером или ухудшение поддержки

В связи с изменением стратегии и возникновением внешних или внутренних трудностей у франчайзера, взаимодействие с ним может осложниться по различным направлениям::

  • изменение условий сотрудничества не в пользу франчайзи;
  • нежелание прислушиваться к проблемам франчайзи;
  • падение качества централизованной поддержки;
  • изменение ассортиментный политики не в лучшую сторону;
  • плановое ухудшение качества продукта;
  • юридические и финансовые споры на регулярной основе.
Когда головная компания нарушает договорённости, перестаёт оказывать необходимую поддержку, меняет условия в одностороннем порядке или навязывает неэффективные решения, франчайзи теряет возможность вести бизнес стабильно и эффективно. В такой ситуации выход из франшизы становится способом сохранить контроль, качество и прибыльность бизнеса.

04. Уход франчайзера с рынка

В виду внешних или внутренних причин компания-франчайзер может принять одно из следующих решений:

  • заморозка или закрытие бренда;
  • полный или частичный уход с рынка.
В случае прекращения работы франчайзера, создание собственного бренда - волевое и логичное решение проблемы.
От франшизы к собственному бренду От франшизы к собственному бренду: причины и этапы реализации

Например, бренд Autokada принял решение уйти с российского рынка. Тогда компания, работающая под этим именем в России обратилась к нам с целью разработки собственного бренда. Мы создали бренд Amotivica и осуществили регистрацию этого названия в Роспатенте.

05. Желание создать собственный актив

Всё, что вы развиваете внутри франшизы: от сервиса до клиентской базы и репутации — в итоге усиливает чужой бренд. А собственный бренд превращает эти усилия в ваш личный бизнес-актив. Создав его, предприниматель может:

  • выстраивать долгосрочную ценность;
  • защитить интеллектуальную собственность;
  • продать бренд или передать по наследству;
  • масштабироваться на своих условиях;
  • создать свою франшизу.

02 7 этапов перехода от франшизы к собственному бренду

01. Анализ текущей ситуации

Прежде чем отказаться от франшизы, нужно понять, насколько бизнес готов к самостоятельной жизни.
Необходимо проанализировать:

  1. Сильные и слабые стороны существующего бизнеса;
  2. Роль франшизы в привлечении новых клиентов и удержании существующих;
  3. Уровень зависимости от бренда в целом;
  4. Финансовые показатели и риски;
  5. Уровень подготовки команды;
  6. Уровень внутренней экспертизы для самостоятельного ведения маркетинга, разработки продуктов, управления персоналом;
  7. Лояльность клиентов;
  8. Юридические и контрактные ограничения.

02. Изучение условий расторжения договора

Некоторые франчайзинговые контракты предусматривают неустойки, ограничения по географии или запрет на деятельность в той же нише. Консультация с юристом по переходу к собственному бренду на данном этапе обязательна.

Необходимо изучить:

  1. Срок действия договора франшизы;
  2. Условия досрочного расторжения;
  3. Возможные неустойки;
  4. Ограничения по конкуренции (например, может быть запрет на тот же вид деятельности в течение 1-3 лет);
  5. Интеллектуальные права: дизайн, фирменный стиль, упаковка, веб-сайт и соцсети чаще всего принадлежат франчайзеру.

Рекомендуется:

  1. Проконсультироваться с юристом, специализирующимся на франчайзинге;
  2. Подготовить план выхода из договора без нарушения условий.

03. Анализ рынка и разработка стратегии нового бренда

Создание собственного бренда — это стратегический шаг, определяющий деятельность руководства и команды на годы вперед.
Важно не просто сменить вывеску, а проанализировать и переосмыслить:

  1. Позиционирование: чем новый бренд будет отличаться от конкурентов?
  2. Целевую аудиторию: кто ваш клиент сегодня и кем он будет завтра?
  3. Стиль коммуникации: какова личность «личность»?
  4. Продуктовая линейка: какие привычные и какие новые, уникальные позиции ввести в ассортимент?
  5. Маркетинговые коммуникации: с помощью каких каналов, средств и бюджетов будет осуществляться привлечение аудитории?
На этом этапе рекомендуется провести полноценное маркетинговое исследование в кабинетном (макро и микроэкономические показатели), количественном (опросы) и качественном (глубинные интервью) формате. Переход должен не отпугнуть клиентов, а, напротив, заинтересовать их.

04. Ребрендинг компании

Ребрендинг включает, но не ограничивается, следующими пунктами:

  1. Формирование нового позиционирование и платформы бренда;
  2. Новое название, логотип, слоган, айдентика;
  3. Дизайн упаковки, витрин, интерьера (при наличии);
  4. Рекламный креатив, его размещений в коммуникационных каналах;
  5. Создание сайта, CRM, социальных сетей, канала в мессенджере;
  6. Внедрение новой бренд-стратегии во внутренние процессы: от стандартов обслуживания до скриптов продаж;
  7. Активации на время переходного периода, чтобы существующим клиентам было понятен и близок переход к своему бренду.

Агентство, специализирующееся на ребрендинге, сможет реализовать этот важнейший этап безопасно, эффективно и в срок.

05. Юридическая перестройка

Ключевой пункт, состоящих их пунктов:

  1. Регистрация нового юридического лица, при необходимости;
  2. Регистрация нового товарного знака;
  3. Подготовка разрешительной документации, при необходимости;
  4. Заключение договоров с поставщиками;
  5. Переоформление договоров с арендодателем, при необходимости;
  6. Оформление трудовых отношений с сотрудниками;
  7. Создание внутренних документов, регламентирующих порядок работы.

Все бизнес-процессы должны быть юридически подкреплены под новый формат ведения бизнеса.

06. Построение и укрепление бренда

Длительный процесс, включающий:

  1. Качественный продукт;
  2. Последовательную маркетинговую активность, особенно в первые полгода работы нового бренда;
  3. Формирование репутации, в т.ч. в публичном поле;
  4. Личный подход, внимательное отношение к клиентам;
  5. Постоянное улучшение сервиса.

07. Контроль качества

После официального запуска нужно:

  1. Отслеживать реакцию аудитории;
  2. Активно работать с обратной связью;;
  3. Быть готовым оперативно вносить корректировки в бренд и продукт.

03 Заключение

Переход от франшизы к собственному бренду — это взвешенное стратегическое решение, которое требует подготовки, чёткого плана и зрелого подхода к управлению. Несмотря на сложности, этот шаг открывает возможности для большей гибкости, самостоятельности и развития бизнеса на своих условиях.

Собственный бренд позволяет выстраивать долгосрочную ценность, адаптировать продукт под реальный спрос и принимать ключевые решения без немотивированных ограничений. Сотрудничество с брендинговым агентством поможет пройти этот путь профессионально, снизить риски и обеспечить уверенный переход к новой модели бизнеса.

04 Рекомендуем к прочтению

Закажите проект

Обязательные поля

По настроению

следующая публикация

Формирование уникального торгового предложения бренда за 5 шагов

Формирование уникального торгового предложения бренда за 5 шагов